Занятие №10

Вычитание. Создание системы стен. Организация проемов вычитанием.

1. Вычитание - простой и эффективный метод создавать новые формы, который облегчит жизнь во многих случаях. По традиции, изучать метод мы будем на примере, близком к строительству, хотя применим он всюду.

2. Сначала создадим исходную систему стен. Для этого воспользуемся сплайнами: Фигуры (Shapes) (или Формы) в командной панели Create (Создать) и выбрать в раскрывающемся списке разновидность объектов Сплайны (Splines). Кто не знает, как с ними работать, вспомните занятие №5. У Вас должно получится нечто подобное на то, что показано на рисунке справа. Чтобы дальнейшая работа со стенами была лучше, каждую стену желательно создавать как замкнутый сплайн. Основная часть создается инструментом Линия (Line), а дугообразную стену инструментом Дуга (Arc). Для точности проектирования советую включить удобный шаг сетки и привязку к узлам сетки (а для этого надо вспомнить занятие №4).

3. Когда исходная система стен готова, объедините их в одну группу. Для этого выделите все созданные сплайны, например, применив инструмент Select Objects потом в верхнем меню выберите Группа (Group) - Сгруппировать (Group) и введите имя группы - в нашем случае floor_plane.

4. Теперь выделите floor_plane, если он еще не выделен, перейдите в панели Modify щелкните на Modifier List, найдите Выдавить (Extrude) и введите 300 см (или пропорционально Вашим размерам стен)в поле Количество (Amount) свитка Параметры (Parameters). Вспомнить модификатор выдавливание Вам поможет занятие №6. Теперь floor_plane состоит из стен высотой 3 метра (если Вы придерживались наших размеров). У Вас должно получится нечто подобное показанному на рисунке слева.

5. Теперь создадим проемы для окон. На панели Создать (Create) щелкните на кнопке Геометрия (Geometry), выберите Стандартные примитивы (Standard Primitives) и щелкните на кнопке Рамка (Box). Создайте прямоугольник в пределах стены - там, где будет окно - потом это и будет неотделанный оконный проем.

6. Аналогично создайте все необходимы заготовки для проемов - оконные и дверные. При этом прямоугольники должны быть несколько "шире" стен. Получится должно так, как показано на рисунке справа.

7. Дальнейшее создание проемов является булевой операцией вычитания, т.е. мы будем вычитать прямоугольники из стен, чтобы получить проемы. Однако придется запомнить несколько общих правит выполнения таких действий:

  • Операнды должны частично совпадать (перекрываться).
  • Грани обоих операндов должны быть примерно одного размера.
  • Даже незначительное перемещение операнда влияет на результат операции.
  • каждая булева операция должна выполняться отдельно от других с тем, чтобы гарантировать получение предсказуемых результатов. В начале нового булева процесса всегда щелкните на кнопке Boolean, чтобы сделать его отдельной операцией. Повторный щелчок на кнопке Pick Operand В приведет к неудачному выполнению операции.

8. Есть еще один "тонкий момент" - булевые операции плохо работают с группой. Поэтому временно разгруппируйте floor_plane - в верхнем меню Группа (Group) - Разгруппировать (Ungroup) - позднее мы этаж снова сгруппируем.

9. Выделите первую стену, потом на панели Create - Геометрия щелкните на списке (где по умолчанию Стандартные примитивы - Standard Primitives), и в выпадающем списке выберите Составные Объекты (Compound Objects) и щелкните на кнопке Логический (Boolean). Теперь щелкните на кнопке Подобрать операнд В (Pick Operand В) и выберите один из прямоугольников. При этом оконный или дверной проем должен быть вырезан из стены.

10. Хотя кнопка Логический (Boolean) остается выделенной после того, как завершается одна операция, нужно щелкнуть на кнопке повторно, чтобы стартовать новый булев процесс. Щелкните на выделенной кнопке Логический (Boolean), затем на кнопке Подобрать операнд В (Pick Operand В) и выберите другой прямоугольник. Обращайте при этом внимание, какая стена выделена - должна быть та, в которой прямоугольник.

11. Повторяйте шаг 10, пока не уберете со стен все оставшиеся прямоугольники оконных и дверных проемов. У Вас должно получится нечто подобное, подобное рисунку справа.

12. Теперь сгруппируем этаж обратно. Выделите все созданное и в верхнем меню выберите Группа (Group) - Сгруппировать (Group) и введите имя группы - снова floor_plane.

13. Осталось только сделать крышу нашему домику. Не мудрствуя основные скаты (боковые) сделаем из примитива Плоскость (Plane). Вот конусообразную часть крыши можно выполнить из примитива Конус (Cone). Но тут есть небольшая хитрость - после того, как Вы создадите конус и подберете его размеры, половину конуса можно "обрезать". Для этого при выделенном конусе перейдите в панель Modify и в свитке Параметры (Parameters) поставьте галочку против Ломтик (Slice On) и выставьте углы для обрезки (например, как показано на рисунке слева).

14. Заднюю стенку крыши можно создать из сплайна. Из линий создать треугольник и применить к нему модификатор Выдавливание (Extrude) - даже на нулевую глубину, но с закрашиванием начальной и конечной грани.

15. Осталось качественно расставить освещение. Как это делается, вспоминайте занятие №9. Необходимо предусмотреть по светильнику в каждой из комнат и освещение (не яркое) снаружи. У вас должно выйти нечто подобное рисунку ниже. Удачи!

Для самоконтроля и изучения как обычно есть файл с тем, что Вы здесь видите. Он здесь.


Методическая разработка доцента кафедры городского строительства и хозяйства
одесской государственной академии строительства и архитектуры,
к.т.н. Кровякова Сергея Алексеевича

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz