Занятие №9

Освещение. Экспорт из ArchiCAD в 3D MAX.

1. Первая (и основная) цель данного занятия - научится использовать источники света. Правильное освещение является одним из наиболее существенных факторов обеспечения реализма сцены при ее визуализации.

2. В панели Create (Создать) выберите Lights (Свет) и в разделе Standart (Стандартные) откроется меню, показанное на рисунке справа.

3. MAX предоставляет следующие пять типов осветителей сцены:

4. Создадим Omni (Всенаправленный осветитель) - это источник света, который испускает световые лучи из одной точки равномерно во всех направлениях, подобно лампочке без абажура. Появится следующий значок . Всенаправленный источник может отбрасывать тени и служить проектором изображений на поверхность объектов сцены, подобно обычному проектору слайдов. Примером всенаправленного источника света является солнце.

5. Чтобы ощутить, как работает этот источник света, чуть "ниже" него прорисуем, например, такую сцену как показана на рисунке слева - Sphere (Cфера) поверх плоскости - Plane (Плоскость).

6. Проведем рендеринг (Rendering [Рендеринг] - Render [Рендеринг]… - Render [Рендер]). На окончательной картине будет то, что показано на рисунке справа - прорисуется тень (если, конечно Вы ничего не изменяли в устонках по умолчанию и свет тень "пересекает" плоскость). Архив этой сцены (на всякий случай) здесь. Кстати, управлять тенью, в том числе и ее наличием, можно в свитке Параметры тени!

7. Теперь научимся управлять интенсивность света. Для этого при выделенном источнике света перейдем в панель Modify. В свитке Общие параметры (Intensity/Color/Attenuation) изменяем значение Коэффициент (Multiplier), например на 3. Освещение сцены становится намного ярче. В этом же свитке можно управлять с цветом освещения. Немного выше значения Коэффициент (Multiplier) есть поле, которое по умолчанию окрашено белым. Щелкните на данном окошке и измените цвет, например на зеленый. Проведите рендеринг, обратите внимание, что теперь сцена освещена "зеленой лампочкой".

8. Теперь удалите всенаправленный осветитель (Omni). Вместо него создадим свободный направленный источник света Свободн. напр. (Free Direct). Направленный источник испускает пучок параллельных лучей света, подобно всенаправленному источнику на бесконечно большом удалении от него. Например, солнечный свет вблизи поверхности Земли можно считать светом направленного источника. Чтобы было более похоже на реальность, слегка повернем источник света. Получится нечто похожее на то, что показано на рисунке слева. Чтобы просмотреть, как работает осветитель, проведите рендеринг.

9. У данного источника также можно поменять интенсивность и цвет, используя соответсвующие поля в свитке Общие параметры (Intensity/Color/Attenuation). Наиболее же интересные настройки в свитке Параметры направления (Directional Parameters). Выставьте величины Горячее (Hotspot/Beam) и Сброс (Falloff/Field) например так, как показано на рисунке справа (или другие значения, но первое должно быть в 2 раза ниже второго). Проведите рендеринг, посмотрите что пятно света размыто (архив этой сцены здесь). Поставьте величину Горячее (Hotspot/Beam) наиболее близкой к Сброс (Falloff/Field) - пятно света будет с резкими границами.

10. Удалите свободный направленный источник света (Free Direct) и создайте Нацеленные источник Цел.Направ. (Target Direct). Нацеленные источники света отличаются от свободных наличием мишени (target) - объекта-пустышки, на который нацелена ось пучка лучей источника света. При перемещении мишени источник света автоматически меняет свою ориентацию, постоянно оставаясь нацеленным на нее. Мишень можно связать с тем или иным объектом сцены и после этого выполнять анимацию этого объекта, не выпуская его из освещенной зоны. Получится нечто подобное тому, что показано на рисунке слева (архив этой сцены здесь).

11. Попробуйте переместить осветитель. Обратите внимание, что можно перемещать как весь осветитель, так и отдельно источник света или мишень. Для этого кликом мыши необходимо выделять сначала весь осветитель, а потом или источник или мишень. Также мишень можно сгруппировать, например со сферой. Теперь при перемещении сферы она будет постоянно оставаться на свету.

12. Удалите теперь нацеленный источник (Target Direct) и создайте свободный прожектор Место (Free Spot). Прожектор отличается от направленного источника тем, что его лучи не параллельны, а расходятся коническим или пирамидальным пучком из одной точки, в которой располагается источник, подобно свету настоящих прожекторов, театральных софитов, автомобильных фар или карманных фонариков. Угол расхождения пучка лучей легко регулируется. Также наклоните прожектор (по умолчанию он светить сверху вниз), у Вас получится нечто подобное тому, что показано на рисунке справа (архив этой сцены здесь).

13. Нацеленный прожектор Размещение (Target Spot) отличается от свободного также, как нацеленный источник от свободного - у него есть мишени (target), тоже объект-пустышка.

Дальнейшая часть урока обязательно необходима только тем, кто хочет выучить взаимодействие ArchiCAD и 3D MAX, однако рекомендую сделать ее всем, т.к. если пропустить пункты 14 и 15 задача будет интересна таки всем!

14. Теперь очистите рабочую область (перегрузите файл). Для этого в верхнем меню Файл (File) - Сбросить (Reset). Будем учится взаимодействию ArchiCAD и MAX. Если у Вашей машины недостаточно ресурсов то временно закройте MAX.

15. Откройте ArchiCAD и в нем откройте файл proect_archi.pln. Архив этого файла хранится здесь Теперь в ArchiCAD выполните - Window - 3D window и в данном виде в верхнем меню выполните - File - Save As - 3D studio file (*.3DS) и сохраните файл с именем proect_archi.3ds (укажите при сохранении удобный для Вас путь к файлу!).
Если у Вас не установлен ArchiCAD, то уже экспортированный файл можно скачать здесь

16. Закройте ArchiCAD и продолжим работу 3D MAX. В верхнем меню выполните Файл (File) - Импорт (Import) - тип файла - 3D studio Mesh или 3D studio сеть(*.3DS, *.PRJ).

17. Когда проект откроется, не удивляйтесь, что здания Вы пока не видите. Перед Вами будет примерно следующая картина, показанная на рисунке слева. Здание на самом деле полностью есть, внизу это оно. Вверху вместо солнца использован нацеленный прожектор. Удалите прожектор, и масштабируйте сцену, чтобы крупно увидеть здание.

18. Теперь у Вас получится нечто подобное рисунку справа.

19. Ваша задача, которую рекомендую Вам решить самостоятельно - используя осветители создать эффект дома с освеженными изнутри комнатами в вечернее время. Для этого в комнаты надо поместить Omni (Всенаправленные осветители), при этом для достижения эффекта желательно увеличить их интенсивность (Коэффициент, он же Multiplier). А снаружи, чтобы создать подобие вечернего освещения создаем направленный прожектор с низкой интенсивностью. Кроме того, под здание "подложим" основание в качестве газона, чтобы на нем прорисовалась тень.

20. У Вас должно получится нечто подобное. Удачи!

Для самоконтроля и изучения как обычно есть файл с тем, что Вы здесь видите. Он здесь.



Методическая разработка доцента кафедры городского строительства и хозяйства
одесской государственной академии строительства и архитектуры,
к.т.н. Кровякова Сергея Алексеевича

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz